Приморский муниципальный округ Архангельской области
Приморский муниципальный округ Архангельской области

Последствия постановки несовершеннолетнего или семьи на профилактический учет

Основные вопросы постановки на профилактический учет и организации профилактической работы регламентированы Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ).
Последствия постановки несовершеннолетнего или семьи на профилактический учет.

Основные вопросы постановки на профилактический учет и организации профилактической работы регламентированы Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ). 

За совершение правонарушения, в том числе до достижения возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, несовершеннолетний может быть постановлен на профилактический учет как в органе внутренних дел, так и в образовательной организации, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органе социальной защиты населения.
О постановке несовершеннолетнего на профилактический учет родители (законные представители) должны быть проинформированы (ст. 8 Федерального закона № 120-ФЗ), им разъясняются последствия невыполнения возложенных на них законом обязанностей, нарушений несовершеннолетним общественного порядка, совершения нового правонарушения, уклонения от проведения профилактических мероприятий.
В связи с постановкой на профилактический учет законные представители должны принять исчерпывающие меры в целях предупреждения противоправного поведения ребенка, обеспечив его обучение, внеурочную занятость, надлежащие условия для воспитания, получение им медицинской помощи, явку в субъект профилактики. Только при соблюдении данных условий возможно исправление несовершеннолетнего и снятие с учета в субъекте профилактики.
После постановки на профилактический учет субъект профилактики проводит с несовершеннолетним профилактическую работу, срок которой, как правило, составляет не менее полугода в случае положительной динамики в поведении и исправления несовершеннолетнего. При наличии оснований полагать, что по истечении шести месяцев исправление несовершеннолетнего не достигнуто, срок проведения профилактической работы с ним может быть продлен.
При постановке на профилактический учет информируются другие заинтересованные субъекты профилактики, на подучетное лицо запрашивается характеризующий материал, проводится обследование семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего. На регулярной основе субъектом профилактики запрашиваются сведения, характеризующие как несовершеннолетнего, так и его родителей (законных представителей).
Таким образом, в связи с постановкой несовершеннолетнего на профилактический учет исполнение родительских обязанностей, включая создание благоприятных условий для воспитания, обучения ребенка, становится предметом ежемесячных проверок.
В случае постановки подростка на учет в органе внутренних дел ежемесячно с ним будет проводиться профилактическая работа инспектором по делам несовершеннолетних и ежеквартально – участковым уполномоченным полиции и оперуполномоченным уголовного розыска.
В случае выявления при проведении профилактической работы фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей должно быть инициировано решение вопроса об административной ответственности законных представителей, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей, а в случаях, если это деяние соединено с жестоким обращением, - об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ законные представители могут привлекаться к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.22 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Сведения о постановке на профилактический учет отражаются в характеристике на несовершеннолетнего, выдаваемой школой.
В случае перемены места жительства сведения о постановке на профилактический учет передаются субъектом профилактики по новому месту проживания для продолжения профилактической работы.
Подобным образом проводится профилактическая работа с семьями, в которых родители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В случае, если исправление таких граждан по результатам профилактической работы не наступает, субъектом профилактики инициируется вопрос о лишении или ограничении их в родительских правах.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике