По вопросам нарушений законодательства, регламентирующего порядок рассмотрений обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в первом полугодии 2024 г. межрайонной прокуратурой разрешено 11 жалоб, 7 из них (63,6 %) признаны обоснованными и удовлетворены с принятием мер реагирования в отношении лиц, допустивших нарушения закона.
В этой связи разъясняем, что Федеральным законом от 04.08.2023 № 480-ФЗ в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) внесены изменения.
Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 59-ФЗ).
Обращения, поступившие в форме электронного документа, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. В таких обращениях заявителю необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), а также адрес электронной почты либо адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к данному обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (часть 3 статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ по результатам рассмотрения обращения ответ на него направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона № 59-ФЗ на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обеспечение реализации положений Федерального закона № 59-ФЗ в отношении возможности направления в государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал и направления указанными органами, организациями и их должностными лицами ответов на такие обращения по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета лица, направившего обращение, на Едином портале в случае, если указанными органами и организациями такая возможность не обеспечена до дня вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 480-ФЗ, осуществляется не позднее 1 января 2025 года.